Виды ответственности военнослужащих за правонарушения (гражданско-правовая, административная, уголовная, дисциплинарная, материальная)

Юридическая ответственность военнослужащих - одна из форм социальной ответственности. Она не только предполагает социальную оценку за проступки, совершенные в прошлом, но и выступает фактором социальной активизации личности как в настоящем, так и в будущем.
1
Юридическая ответственность регулируется нормами права и связана с применением установленных законом санкций. Для ее осуществления на практике требуются предусмотренные законом основания и условия.
По своему содержанию она проявляется либо в виде возложения на виновное лицо штрафных, карательных санкций, либо в виде вменения ему в обязанность восстановления незаконно нарушенного права и ранее существовавших общественных отношений.
Правонарушением, за совершение которого наступает юридическая ответственность, признается противоправное и виновное деяние (действие или бездействие). Его характеризуют следующие признаки: общественная опасность; противоправность; виновность; наказуемость.
Общественная опасность - это способность деяния причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Правонарушения по характеру и степени общественной опасности законодатель делит на преступления, административные и гражданско-правовые деликты и дисциплинарные проступки.
Противоправность означает, что лицо, виновное в совершении правонарушения, совершает действие (бездействие), которое нарушает ту или иную норму права: уголовного, гражданского, административного или уставные требования (если речь идет о военнослужащих). Противоправность, представляющая собой формально-правовой признак правонарушения, является вспомогательным по отношению к общественной опасности деянием.
Виновность указывает на наличие в деянии вины в форме умысла или неосторожности.
Наказуемость предполагает реакцию государства на правонарушение и является обязательным признаком преступления и других правонарушений.
При отсутствии в случае действия (бездействия) лица хотя бы одного из признаков правонарушения юридическая ответственность не наступает.
Структура правонарушения включает следующие элементы: объект правонарушения; объективная сторона; субъект правонарушения; субъективная сторона.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в той или иной области, регулирующиеся и охраняемые правом, на нормальное развитие которых посягает правонарушение. Поэтому в зависимости от конкретных общественных отношений и их значимости правонарушения можно классифицировать по видам (уголовные преступления, дисциплинарные и административные проступки и др.).
Объективную сторону составляют конкретные действия, выразившиеся в нарушении установленных правил, характеризующиеся противоправностью, общественно вредными последствиями и причинной связью между ними. Способ совершения правонарушения, характер вредных последствий могут существенно влиять на вид правонарушения. Так, например, грубое нарушение правил дорожного движения, не повлекшее причинение вреда здоровью, является административным проступком и влечет административную ответственность. То же нарушение, повлекшее гибель человека или нанесение телесных повреждений, является преступлением и влечет уголовную ответственность.
Субъектом правонарушения в зависимости от его вида может быть физическое или юридическое лицо. Так, субъектом гражданского правонарушения может быть физическое или юридическое лицо. Субъектом уголовного, административного или дисциплинарного  правонарушения только физическое лицо.
Субъективная сторона правонарушения представляет собой отношение лица к совершенному им деянию, т.е. вину в форме умысла или неосторожности. Вина как внутреннее психологическое состояние субъекта характеризует его волевую направленность. Субъективная сторона играет важную роль в классификации правонарушения, является важным элементом состава уголовного преступления. Гражданско-правовая ответственность может наступать за причинение вреда и при отсутствии вины.
Юридическая ответственность военнослужащих регулируется как нормами российского права в целом, так и нормами военного права, учитывающими специфику воинских отношений. Поэтому применение юридической ответственности к военнослужащим имеет ряд особенностей:
-        более широкий, чем у гражданских лиц, круг состава правонарушений, за которые наступает юридическая ответственность, что обусловлено спецификой воинской службы и ее жесткой правовой регламентацией;
-        более строгая ответственность военнослужащих за совершение аналогичных с гражданскими лицами правонарушений;
-        наличие у командиров (начальников) специальных законодательно закрепленных полномочий по привлечению военнослужащих к юридической ответственности;
-        наличие специальных условий для реализации этих полномочий и применения мер юридической ответственности;
-        наличие специфических мер юридической ответственности.
Законодательство предусматривает ряд обстоятельств, при которых лицо освобождается от юридической ответственности. К ним относятся: необходимая оборона; причинение вреда лицу при его задержании; крайняя необходимость; физическое или психическoe принуждение; обоснованный риск; исполнение приказа или распоряжения.
2
Все военнослужащие равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения. Они могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной; административной; материальной; гражданско-правовой; уголовной.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ является одним из важнейших факторов поддержания организованности и боеспособности войск. Она выступает в качестве активного юридического средства укрепления воинской дисциплины посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий - как меры воздействия.
На военнослужащего, совершившего дисциплинарное правонарушение, могут налагаться только те взыскания, которые определены в Дисциплинарном уставе и соответствуют воинскому званию виновного и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о наложении взыскания.
Решение о привлечении к ответственности производится через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.
Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно, в исключительных случаях - в течение не более месяца со дня его наложения.
Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников, а также подвергать нарушителя аресту без определения сроков последнего.
Принятию решения о наложении взыскания должно предшествовать разбирательство, которое проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствующих совершению проступка. Если в ходе разбирательства выяснится, что проступок содержит признаки состава уголовного преступления, то командир уведомляет об этом военного прокурора и при необходимости возбуждает уголовное дело и начинает дознание.
Военнослужащий, который считает себя невиновным, имеет право в течение 10 суток с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу в следующих случаях: если отсутствует само событие дисциплинарного проступка; если проступок совершен иным лицом; если отсутствует вина военнослужащего в совершенном проступке.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это меры воздействия, применяемые специальными административными органами и их представителями в отношении виновных в совершении правонарушений (проступков), предусмотренных административным законодательством, и в пределах установленных санкций.
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета; лишение специального права, предоставленного гражданину; исправительные работы; административный арест.
Все эти взыскания применяются уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами к правонарушителям, не подчиненным этим органам и лицам по службе. К ним относятся административные комиссии, органы милиции, таможенные органы, государственные инспекции (автомобильные, охотничьи, санитарного надзора, рыбнадзора и др.), а также должностные лица на транспорте, районные и городские военные комиссары. Они выявляют правонарушения, оценивают характер совершенного проступка и принимают соответствующие решения. При необходимости налагают административные взыскания и обеспечивают их исполнение. В случаях, специально указанных в законе, административные взыскания могут налагаться судьями.
Однако с учетом того, что Вооруженные Силы - это специфическая военная организация государства, где отношения военнослужащих регулируются в первую очередь воинскими уставами, а важнейшим принципом военного управления является единоначалие, законодательством предусматриваются некоторые особенности ответственности военнослужащих за административные правонарушения.
Так, к военнослужащим не могут быть применены такие административные взыскания, как штраф, лишение водительских прав, исправительные работы и административный арест. Это не означает освобождения военнослужащих от ответственности за совершение ими тех административных правонарушений, взыскания за которые предусмотрены только в виде штрафа, лишения специальных прав, исправительных работ и административного ареста. В таких случаях военнослужащие привлекаются к ответственности по правилам Дисциплинарного устава ВС РФ.
Что касается всех иных административных правонарушений, то при совершении таковых военнослужащими ответственность последних наступает на равных со всеми гражданами основаниях. В этих случаях к ним могут быть применены: административное предупреждение; возмездное изъятие предмета; конфискация предмета (имущества); другие меры административного воздействия.
МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это вид юридической ответственности военнослужащих, под которой понимается установленная для них компетентными государственными органами обязанность возмещения в денежной форме в предусмотренных случаях и размерах причиненного ими материального ущерба государству.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ответственность наступает за нарушение договорных обязательств или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Для нее характерно возмещение причиненного имущественного вреда. Вопросы гражданско-правовой ответственности могут решаться как различными судами, так и органами управления.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Военнослужащие, причинившие вред не при исполнении обязанностей военной службы деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, взрывчатых веществ, осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и т.п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что тот возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Военнослужащий, причинивший ущерб, возмещение которого в соответствии с законодательством было произведено воинской частью, обязан в свою очередь возместить воинской части понесенные расходы по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих".
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ военнослужащих за совершение общеуголовных преступлений наступает на общих основаниях с остальными гражданами по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ. Она наступает не только за совершенное преступление, но и за покушение на него, а в некоторых случаях и за приготовление к нему.
Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности за совершенное преступление.
Все виды наказаний назначаются в пределах, установленных в соответствующих нормах уголовного закона, предусматривающих ответственность за совершенное преступление. Суд, назначая наказание, индивидуализирует его.
Наказания в виде исправительных работ, ограничение по военной службе, свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы могут быть назначены условно.
Предусмотренные в Уголовном кодексе преступления против военной службы можно разделить на следующие группы:
-        преступления против порядка подчиненности и соблюдения воинской чести (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, насильственные действия в отношении начальника, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности; оскорбление военнослужащего);
-        преступления,  связанные с уклонением от исполнения обязанностей военной службы (самовольное оставление части или места службы, дезертирство, уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами);
-        преступления против порядка несения боевого дежурства и других специальных служб (нарушение правил несения боевого дежурства, нарушение правил несения пограничной службы, нарушение уставных правил караульной службы, нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне);
-        преступления против порядка сбережения военного имущества (умышленное уничтожение или повреждение военного имущества, уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности, утрата военного имущества);
-        преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники (нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, нарушение правил вождения или эксплуатации машин, нарушение правил полетов или подготовки к ним, нарушение правил кораблевождения);
-        воинские должностные преступления (оставление погибающего военного корабля и др.).
Таким образом, установленная государством юридическая ответственность военнослужащих служит эффективным средством охраны и укрепления воинского порядка и законности, повышения боеготовности и боеспособности ВС РФ. Поэтому знание каждым военнослужащим норм права и их применение в повседневной жизни являются важнейшими условиями предупреждения правонарушений в войсках.

Главная
ОГП
Сайт создан в системе uCoz